rubezh-CNen

Вызов врача на дом
+375 (17) 312 25 03  
+375 (17) 312 55 04

Телефон "горячей" линии
209-85-64 (пн,вт,чт,пт 8.00-16.20 ср 12.00-20.00)

Телефон доверия (работает в автоматическом режиме)
+375 (17) 252 21 81

Справка
+375 (17) 312 39 03  
 +375 (17) 312 25 33  
 +375 (17) 312 29 33

Ортодонтия
+375 (17) 312 61 40

Стоматология
+375 (17) 312 52 01

Приемная
+375 (17) 313 65 00 (факс) 
+375 (17) 313 55 00

Платные услуги
+375 209-85-75

Профилактика подросткового табакокурения

Новорожденные везде плачут одинаково.

Когда же они вырастают, у них оказываются

неодинаковые привычки. Это результат воспитания».

(Сюнь-цзы)

Подростковый возраст   самый трудный и сложный из всех детских возрастов.  Его называют переходным возрастом, потому что в течение всего этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости.     

 Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка является сравнивание себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают цели, нормы социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества».   Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким, же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой игнорирование собственных недостатков.     

В общении с учителями и родителями подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека.  Непонимание родителями своего ребёнка в этом возрасте, постоянные конфликты и скандалы в семье делают ребёнка замкнутым, которого все больше влечет к себе улица и отдаляет его от родителей.  Именно там он и пытается самоутвердиться, а иногда и приобретает вредные привычки.     

Поэтому родителям необходимо всегда любить своего ребёнка, понимать его, находить с ним общий язык и заблаговременно проводить беседы о психоактивных веществах (табакокурении, алкоголе, наркотиках). Табакокурение является самой распространённой и достаточно опасной вредной привычкой в подростковом возрасте.

Надо ли говорить с ребёнком о курении? Когда начинать проводить беседы? О чем говорить?

А может, лучше не говорить об этом вообще? Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении

нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:

  • разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных;
  • нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;
  • нужно выяснить знания ребёнка по проблеме и его отношение к ней и на этой основе строить дальнейший разговор;
  • таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать для этого.

Причины

Действия

Из любопытства

Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные ему.

Чтобы казаться взрослее

Подростка может не удовлетворять статус в семье – он уже вырос, а к нему относятся, как к ребенку. Скорректируйте свое отношение – подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого, он должен получить больше свобод, чем раньше.

Подражая моде

Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего человека весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критически относиться к получаемой извне информации. Расскажите, что во многих развитых странах курение не модно, а курящие имеют ограничения в правах.

За компанию

Оградить ребёнка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато вы можете научить его самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.

Фразы, которые не рекомендуется произносить в разговоре с подростком, и предполагаемая ответная реакция на них.

Фраза

Реакция

«Ты еще мал курить!»

«Отлично! Как только вырасту… Хотя я уже взрослый»

«Чтоб я не видел тебя с сигаретой!»

«Нет проблем! Буду курить в более приятной компании»

«Курят только глупые люди»

«Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят»

«Не смей курить!»

«Не надо мне приказывать!»

«Увижу с сигаретой – выгоню из дома!»

«Какая ерунда! Любопытно на это посмотреть»

«Сигарета – это яд. Капля никотина убивает лошадь»

«Это банально, к тому же я не лошадь»

«Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики»

«А что, можно попробовать!»

Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей, а не курящих — не более 15%.

Поэтому если родители хотят, чтобы ребёнок не курил, тогда они сами не должны этого делать. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению. Причем задумываться над тем, как себя следует вести, нужно еще до момента появления ребёнка на свет. В идеале, ребёнок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребёнок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребёнок видит Вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует Вашему примеру, чем прислушается к словам. Дети, вырастая среди курящих, не сомневаются в том, что курение – такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения.  Об отрицательном влиянии курения они не задумываются.     

 В подростковом возрасте общаясь в кругу своих сверстников, они могут начать курить в результате принуждения со стороны курящих одноклассников, чтобы избежать причисления к трусам, «маменькиным сынкам», не способным принимать собственные решения.     

 Проводя беседы, родителям необходимо учить отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны сверстников. Предложить подросткам возможные варианты для отказа от предложения покурить:

  • Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия.
  • Я пробовал. Мне не понравилось.
  • Это не для меня. Я за здоровый образ жизни.
  • Выбрать союзника: найти в компании человека, которые согласен с вашим мнением.
  • Говорить «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати,
  • будет свидетельствовать о твердом характере.
  • Перевести разговор на другую тему.

Из-за своей загруженности на работе, родители порой не замечают изменений в поведении подростка. Недостаток общения может сказаться и в появлении у него вредных привычек. Только общение может сблизить родителей и детей, поэтому находите время для общения со своим сыном и дочерью. Разговаривайте в дороге, когда едете или идёте вместе, поделитесь своим мнение о просмотренном вместе фильме, расскажите о своих интересных школьных историях, проводите больше совместных дел. И помните, что общение с подростком должно быть на равных.

Основные шаги по первичной профилактике табакокурения у подростков должны предпринимать родители. Здоровый образ жизни семьи, отказ от курения табака обоих родителей являются хорошим примером для подражания подростку. Важным является контроль над кругом общения растущего человека, ведь большая часть «первых сигарет» предложена именно друзьями. Прививая ребенку тягу к спорту, полезным хобби и занимая его досуг развивающими кружками и секциями, вы имеете больше шансов на успех, чем, если ваш ребенок предоставлен сам себе и банально «растет на улице».

 

 

 

Учреждения дополнительного образования детей и молодежи

  1. Центр технического и художественного творчества детей и молодёжи "Зорка" Фрунзенского района г. Минска

     Адрес: г. Минск, ул. Одинцова, д. 10

   Сайт: http://cht.minsk.edu.by

  1. Центр дополнительного образования детей и молодёжи "Эврика" Фрунзенского района г. Минска

Адрес: г. Минск, Чигладзе,29

Телефон: 8(017) 202 40 46

Сайт: http://evrika.minsk.edu.by

  1. Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по плаванию «Старт» Фрунзенского района г. Минска

Адрес: Минск, ул. П.Глебки, 30А

Сайт: http://start.minsk.edu.by

  1. Физкультурно-спортивный центр детей и молодёжи Фрунзенского района г. Минска

Адрес: г.Минск, ул. Притыцкого, 16

Телефон: 8(017) 240-47-30

Сайт: http://frunduc.minsk.edu.by

  1. Фрунзенский физкультурно-оздоровительный центр г. Минска

Адрес: г. Минск, ул. Якубовского, 52Б

Сайт: http://frfoc.by

Телефон: 8(017) 366 79 14

© 2018 4-я городская детская клиническая поликлиника