Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребенка открыть мир книг. Спрашивая родителей, как они добились того, что их дети любят читать, чаще всего можно услышать ответ, что это происходило само собой, и ребенок с первого же дня тянулся к книге. Действительно, обычно так и происходит. Ребенка не учат любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нем любопытство, желание узнать все больше и больше нового. Но в мире столько других интересных вещей, причем таких, которые не требуют стольких умственных затрат, чтобы им научиться и потом использовать этот навык. Сегодня в каждом доме много занимательных игрушек, конструкторов, видеоигр, мультфильмов и т.д. Вправе ли взрослые упрекать ребенка за то, что он предпочитает игру чтению? Вряд ли. Другое дело, что взрослые должны открыть ребенку этот чудесный мир книги, поддержать его на этом пути, не заставляя и не подкупая его.
Развитие умения читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятий чтением. Поэтому на каждом занятии необходимо создать доброжелательную и непринужденную обстановку. Если ребенок устал или сегодняшнее занятие ему не по душе, перенесите его. Плохое настроение не пойдет на пользу ни вам, ни ребенку.
Ограничьте время занятий 20-30 минутами. Внимание ребенка младшего школьного возраста еще неустойчиво. Ему трудно оставаться внимательным даже на протяжении этого времени из-за большой нагрузки на нервную систему. Разнообразьте его деятельность, используя игровые приемы.
Постоянно подбадривайте его. Любая положительная оценка повышает значительность ребенка в собственных глазах, это очень важный стимул.
Опирайтесь на желания. Нужно понять: важно не только то. Чего желаем мы сами, но и то, что хочет ребенок. Не следует его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Помните только о возрасте: книга должна соответствовать возрасту (обычно в каждой книге указывается возраст читателя, кому она адресована). На первых порах предлагайте ему издания, в которых большая часть содержания передается через картинку, но также имеется короткая запись (1-2 строчки). Примером таких изданий могут быть комиксы, книжки-малышки, созданные по известным мультфильмам, детские журналы с занимательными заданиями.
Очень важное значение для поддержания положительной мотивации имеет правильно выбранное время для чтения и объем, соответствующий возможностям ребенка. Выбранное время не должно ущемлять интересов ребенка.
В конце занятий работа должна быть оценена, а результаты наглядно отражены. Ребенок должен видеть свои достижения.
Занятия должны проводиться регулярно. Регулярность должна войти в привычку.