Советы дефектолога

Памятка для родителей

В нелёгкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребёнка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования о советы взрослых;
  • правильно строить общение с ребёнком, создавать условаия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в неё не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  • проявлять выдержку, не допускать раздражительность тона;
  •  на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
  • проследить, чтобы ребёнок  занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, т.к. это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

  • ясная, чёткая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребёнка от тревог и  переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они будут постоянны, систематичны и интересны для ребёнка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребёнка необходимо убедить в том, что они необходимы.

Тревожат ли вас речевые проблемы ребёнка?

 нарушение речи влияет на личностные особенности человека, и поэтому у ребёнка, имеющего речевые проблемы, может возникнуть комплекс неполноценности. На отношение ребёнка к своему дефекту огромную роль оказывают родители, то, какие установки они дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому недостатку.

Какие же бывают не правильные типы родительских установок?

Попустительская: «не обращай внимание, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного, деньги зарабатывает», «многие дети говорят ещё хуже, чем ты», «посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают звуки; телеведущие, писатели, учёные, и это им не мешает».  Другая установка: «ты такой уже большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью с тобой не будут общаться дети и тебя не возьмут в школу. Неужели тебе так трудно произнести нормально слова, как все?»

Комплекс неполноценности может усилиться у ребёнка, если он слышит со стороны других детей постоянные насмешки. Ребёнок может замкнуться, появляется вероятность возникновения заикания. В период обучения такой ребёнок не уверен в себе, остро переживает все неудачи в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление избавиться от проблемы.

Неполноценность в речевом общении и связанные с ней трудности в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребёнка.

При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.

Родителям необходимо осознать, что коррекционная работа необходима для преодоления проблем в речевом развитии, и сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью.

свернуть

Советы от логопеда

Читаем с любовью!!!

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребенка открыть мир книг. Спрашивая родителей, как они добились того, что их дети любят читать, чаще всего можно услышать ответ, что это происходило само собой, и ребенок с первого же дня тянулся к книге. Действительно, обычно так и происходит. Ребенка не учат любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нем любопытство, желание узнать все больше и больше нового. Но в мире столько других интересных вещей, причем таких, которые не требуют стольких умственных затрат, чтобы им научиться и потом использовать этот навык. Сегодня в каждом доме много занимательных игрушек, конструкторов, видеоигр, мультфильмов и т.д. Вправе ли взрослые упрекать ребенка за то, что он предпочитает игру чтению? Вряд ли. Другое дело, что взрослые должны открыть ребенку этот чудесный мир книги, поддержать его на этом пути, не заставляя и не подкупая его.

Развитие умения читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятий чтением. Поэтому на каждом занятии необходимо создать доброжелательную и непринужденную обстановку. Если ребенок устал или сегодняшнее занятие ему не по душе, перенесите его. Плохое настроение не пойдет на пользу ни вам, ни ребенку.

Ограничьте время занятий 20-30 минутами. Внимание ребенка младшего школьного возраста еще неустойчиво. Ему трудно оставаться внимательным даже на протяжении этого времени из-за большой нагрузки на нервную систему. Разнообразьте его деятельность, используя игровые приемы.

Постоянно подбадривайте его. Любая положительная оценка повышает значительность ребенка в собственных глазах, это очень важный стимул.

Опирайтесь на желания. Нужно понять: важно не только то. Чего желаем мы сами, но и то, что хочет ребенок. Не следует его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Помните только о возрасте: книга должна соответствовать возрасту (обычно в каждой книге указывается возраст читателя, кому она адресована). На первых порах предлагайте ему издания, в которых большая часть содержания передается через картинку, но также имеется короткая запись (1-2 строчки). Примером таких изданий могут быть комиксы, книжки-малышки, созданные по известным мультфильмам, детские журналы с занимательными заданиями.

Очень важное значение для поддержания положительной мотивации имеет правильно выбранное время для чтения и объем, соответствующий возможностям ребенка. Выбранное время не должно ущемлять интересов ребенка.

В конце занятий работа должна быть оценена, а результаты наглядно отражены. Ребенок должен видеть свои достижения.

Занятия должны проводиться регулярно. Регулярность должна войти в привычку.

свернуть