Дефектологи

Сроки осмотра учителем-дефектологом

Согласно постановлению МЗ РБ от 09.08.2022 № 83, на консультацию к учителю-дефектологу (логопеду) необходимо попасть с 3 до 5 лет (1 раз в четыре года) и с 6 до 7 лет (при оформлении в учреждение общего среднего образования)

Так же осмотр учителя-дефектолога требуется при поступлении в педагогические, лингвистические ВУЗы, военную академию.

свернуть

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников

Памятка родителям

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.

Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.

Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?

На самом деле, логопед в детском саду должен, как минимум, наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам (например, при некоторых заболеваниях), а также уже имеющим какие-то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, детский логопед и дефектолог занимаются в специальных группах.

свернуть

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года 

  • ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
  • в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
  • он не повторяет за Вами слова,
  • или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

  • у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
  • не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

  • все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
  • ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
  • допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Детский логопед поможет:

  • скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
  • подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
  • провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом случае.
свернуть

13 простых советов логопеда родителям

  1. речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  2. разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

  3. говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

  4. задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

  5. выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

  6. слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

  7. расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

  8. если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

  9. если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

  10. большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  11. весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

  12. разговаривайте с ребенком ПРАВИЛЬНО, произнося звуки родного языка четко, неискаженно. Не говорите с ребенком так, будто бы он еще совсем маленький («не сюсюкайтесь» с ним).

  13. по любому вопросу вы всегда можете обратиться к логопеду за советом или рекомендацией.
свернуть

Прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Уважаемые родители!

Если Вы видите, что у Вашего ребёнка есть нарушения речи, то советуем Вам обратиться за консультацией к логопеду в поликлинике или к учителю-дефектологу (логопеду) в детском саду.

Оказание коррекционно-педагогической помощи учителем-дефектологом (логопедом) в детском саду возможно, только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) -   это консилиум специалистов (психолог, логопед, дефектолог). ПМПК проводится  в центре  коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Данные учреждения образования есть в каждом  районе г.Минска, а также во многих городах страны. Во Фрунзенском районе функционирует 2  центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (разделены территориально) : на ул. Лынькова 39 (ЦКРОиР №2 Фрунзенского района г. Минска)  и Бирюзова 21 (ЦКРОиР №1 Фрунзенского района г. Минска).

Цель психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.  Комиссия дает рекомендации, где – в саду, группе, пункте, непосредственно на занятиях в ЦКРОиР, помощь будет наиболее эффективна.  Предварительная запись ребенка на обследование в ПМПК осуществляется с согласия родителей (законных представителей).

  Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем (родителями) представляются следующие документы в ЦКРОиР:

- выписка педиатра о развитии ребенка;

- медицинская справка о состоянии здоровья с учетом последнего осмотра следующих узких специалистов: офтальмолога; отоларинголога; невролога (выдаёт педиатр):

- психиатра (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета). Осмотр психиатра обязателен!;

- педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, в котором обучается или воспитывается ребенок (для организованных детей).

Важнодля получения характеристики необходимо обратиться к учителю-дефектологу дошкольного учреждения!

- 2 рисунка ребёнка (желательно выполненные карандашом на произвольную тему);

- 2 файла;

- 10 листов формата А4

Территориально ГУО «Детский сад № 362 г. Минска» относится к ЦКРОиР №2 Фрунзенского района г.Минска (ул. Лынькова 39, запись на ПМПК  по тел.(017)3589867).

ПримечаниеПМПК проводится только в присутствии родителя (законного представителя), при отсутствии одного из перечисленных документов обследование ребенка не проводится!

свернуть