Гиперактивность – это навсегда?
Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.
Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.
Диагностические критерии дефицита внимания:
- Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
- С трудом удерживает внимание в работе и игре;
- Не слушает, что ему говорят;
- Не в состоянии следовать инструкции;
- Не может организовать игру или деятельность;
- Не может длительно концертировать внимание;
- Часто теряет вещи;
- Часто и легко отвлекается;
- Часто бывает забывчив.
Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.
Диагностические критерии гиперактивности:
- Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
- Часто вскакивает со своего места;
- Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
- Всегда в движении;
- Не может играть в тихие игры;
- Очень много говорит.
Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.
Диагностические критерии импульсивности:
- Отвечает на вопрос не выслушав его;
- Не может дождаться своей очереди;
- Вмешивается в разговоры других.
Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.
Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.
У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.
Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.
Признаки в возрасте 1 года:
- ребёнок чрезмерно активен;
- редко спокоен в бодрствующем состоянии;
- много кричит;
- отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
- характерен сниженный аппетит;
- ребенок мало и беспокойно спит;
- нет этапа ползания;
- активно реагирует на обращение;
- не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.
Признаки в возрасте 2 лет:
- ребёнок постоянно в движении;
- необычайно любопытен;
- готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
- утомителен для окружающих;
- бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
- не обращает внимания на замечания.
Признаки в возрасте 3 лет:
- ребёнок стремится к постоянному движению;
- бывают приступы агрессии;
- проявляется ярко выраженное упрямство;
- отмечается неловкость и неуклюжесть;
- часто ломает игрушки;
- характерна повышенная отвлекаемость;
- способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.
В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.
Критерии сравнения |
Упрямый |
Гиперактивный |
---|---|---|
Особенности поведения |
Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель. |
Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия. |
Жизненная позиция |
Активная |
Пассивная |
Частота |
Время от времени становится неуправляемым. |
Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние. |
Реакция на окружающих |
В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными. |
На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели. |
Отношение к последствиям |
Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних) |
Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений. |
Поведение у психолога |
Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием. |
Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение. |
Самооценка |
Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд. |
Отсутствует самокритика. |
Наказание |
Получив решительный отпор, быстро приходит в норму. |
Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще. |
Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.
Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.
Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!
Врач-невролог Гудная Т.П.
Психолог Борозда А.В.