Ранние признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до трех лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что данные особенности не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как на улице, так и дома или в саду.
Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. В раннем возрасте зачастую признаки дефицита внимания и гиперактивности появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего ребенка.
Диагностические критерии дефицита внимания:
• Ребенок не обращает внимание на детали
• С трудом удерживает внимание в работе и игре
• Не слушает, что ему говорят
• Не в состоянии следовать инструкциям
• Не может организовать игру или деятельность самостоятельно
• Не может длительно концертировать внимание
• Часто и легко отвлекается
Диагностические критерии гиперактивности:
• Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами
• Часто вскакивает со своего места
• Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема
• Всегда в движении
• Ребенку сложно играть в тихие/спокойные игры
• Очень много говорит или лепечет
Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка данного заключения зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под этой симптоматикой могут скрываться другие расстройства.
Конечно, дефицит внимания и гиперактивности не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. У таких детей есть особенности нейробиохимических процессов, нарушены процессы саморегуляции. Также существует генетическая предрасположенность.
У данного нарушения существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.
Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка дефицита внимания и гиперактивность соответственно возрасту.


Признаки в возрасте 1 года:
• ребёнок чрезмерно активен
• редко спокоен в бодрствующем состоянии
• много кричит
• отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде
• характерен сниженный аппетит
• ребенок мало и беспокойно спит
• нет этапа ползания
• активно реагирует на обращение
• не всегда даёт носить себя на руках и ласкать
Признаки в возрасте 2 лет:
• ребёнок постоянно в движении
• необычайно любопытен
• готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки
• утомителен для окружающих
• бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая
• не обращает внимания на замечания
Признаки в возрасте 3 лет:
• ребёнок стремится к постоянному движению
• характерны приступы агрессии
• проявляется ярко выраженное упрямство
• отмечается неловкость и неуклюжесть
• часто ломает игрушки
• характерна повышенная отвлекаемость
• способен за короткое время навести в убранной комнате беспорядок

В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие помощи специалиста.

Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.

Критерии сравнения

Упрямый

Гиперактивный

Особенности поведения

Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.

 

Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.

Частота

Время от времени становится неуправляемым.

 

Эпизоды упрямства, как привычное состояние.

Реакция на окружающих

В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.

 

На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.

Отношение к последствиям

Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности.

 

Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.

Поведение с педагогом

Демонстрирует себя с лучшей стороны.

Демонстрирует плохое поведение, не контролируя его.

Самооценка

Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.

 

Отсутствует самокритика.

Наказание

Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.

 

Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.

Ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью — это, конечно же, не приговор! При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания и организации педагогического процесса в образовании такие детки вполне успешно адаптируются в обществе, получают прекрасное образование и преуспевают в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!

Врач-детский невролог
Татьяна Павловна Гудная

Психолог
Анастасия Владимировна Борозда

поделиться в: