Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до трех лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что данные особенности не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как на улице, так и дома или в саду.
Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. В раннем возрасте зачастую признаки дефицита внимания и гиперактивности появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего ребенка.
Диагностические критерии дефицита внимания:
• Ребенок не обращает внимание на детали
• С трудом удерживает внимание в работе и игре
• Не слушает, что ему говорят
• Не в состоянии следовать инструкциям
• Не может организовать игру или деятельность самостоятельно
• Не может длительно концертировать внимание
• Часто и легко отвлекается
Диагностические критерии гиперактивности:
• Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами
• Часто вскакивает со своего места
• Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема
• Всегда в движении
• Ребенку сложно играть в тихие/спокойные игры
• Очень много говорит или лепечет
Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка данного заключения зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под этой симптоматикой могут скрываться другие расстройства.
Конечно, дефицит внимания и гиперактивности не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. У таких детей есть особенности нейробиохимических процессов, нарушены процессы саморегуляции. Также существует генетическая предрасположенность.
У данного нарушения существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.
Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка дефицита внимания и гиперактивность соответственно возрасту.
Признаки в возрасте 1 года:
• ребёнок чрезмерно активен
• редко спокоен в бодрствующем состоянии
• много кричит
• отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде
• характерен сниженный аппетит
• ребенок мало и беспокойно спит
• нет этапа ползания
• активно реагирует на обращение
• не всегда даёт носить себя на руках и ласкать
Признаки в возрасте 2 лет:
• ребёнок постоянно в движении
• необычайно любопытен
• готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки
• утомителен для окружающих
• бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая
• не обращает внимания на замечания
Признаки в возрасте 3 лет:
• ребёнок стремится к постоянному движению
• характерны приступы агрессии
• проявляется ярко выраженное упрямство
• отмечается неловкость и неуклюжесть
• часто ломает игрушки
• характерна повышенная отвлекаемость
• способен за короткое время навести в убранной комнате беспорядок
В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие помощи специалиста.
Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.
Критерии сравнения |
Упрямый |
Гиперактивный |
---|---|---|
Особенности поведения |
Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.
|
Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия. |
Частота |
Время от времени становится неуправляемым.
|
Эпизоды упрямства, как привычное состояние. |
Реакция на окружающих |
В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.
|
На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели. |
Отношение к последствиям |
Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности.
|
Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений. |
Поведение с педагогом |
Демонстрирует себя с лучшей стороны. |
Демонстрирует плохое поведение, не контролируя его. |
Самооценка |
Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.
|
Отсутствует самокритика. |
Наказание |
Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.
|
Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще. |
Ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью — это, конечно же, не приговор! При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания и организации педагогического процесса в образовании такие детки вполне успешно адаптируются в обществе, получают прекрасное образование и преуспевают в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!
Врач-детский невролог
Татьяна Павловна Гудная
Психолог
Анастасия Владимировна Борозда