Нарушения социально-эмоционального развития РАС

В первые три года жизни дети достигают значительного прогресса в социальном и эмоциональном развитии.
Однако в то же самое время этим успехам могут угрожать различные факторы:
• конфликты между родителями,
• эмоциональные проблемы или нарушения у родителей,
• травмирующие события,
• пренебрежение нуждами и потребностями ребенка и др.
Все это может вызывать у младенцев и детей раннего возраста чувство тревоги, боязливость, депрессию, дезорганизованную привязанность или серьезные проблемы с поведением.
Наиболее серьезными, и при этом наиболее часто встречающимися нарушениями, связанными с проблемами взаимодействия, являются расстройства аутистического спектра.

РАС характеризуется следующими признаками:

Атипичным взаимодействием:
• отсутствием привязанности
• неспособностью формировать взаимные отношения
• избеганием взгляда в глаза

Навязчивой склонностью к монотонности:
• сопротивлением изменениям
• выполнением ритуалов
• интенсивной привязанностью к знакомым объектам
• стереотипным или повторяющимся поведением

Речевыми и языковыми проблемами:
• отсутствием речи
• более поздним развитием речи
• своеобразным использованием языка, например, наличием эхолалий, когда ребенок повторяет фразы или куски текста, где-то им услышанные

Неравномерным интеллектуальным развитием

Некоторые из детей с РАС имеют самоповреждающее поведение и могут травмировать себя. Часть детей теряют ранее приобретенные навыки.

Аутизм обычно проявляется в течение первых двух лет жизни и  всегда к 3 годам.
Все дети с расстройствами аутистического спектра имеют схожие проблемы с взаимодействием, поведением и общением, однако выраженность проблем может сильно различаться.

Какие признаки в поведении могут говорить о наличии РАС:

В возрасте 6 — 12 месяцев:

• Не прослеживает и не реагирует на яркие цвета, движение и объекты
• Не поворачивает голову на звук
• Не проявляет интерес к наблюдению за лицами людей
• Не улыбается в ответ, когда ему улыбаются
• Не улыбается и не демонстрирует радостные выражения в возрасте шести месяцев или после этого
• Не повторяет звуки, улыбки или другие выражения лица в возрасте девяти месяцев или позже
• Не лепечет в двенадцать месяцев
• Перестает говорит или лепетать, теряет ранее сформированные социальные навыки
• Не говорит и не использует жесты в возрасте одного года
• Не отвечает на свое имя в 12 месяцев
• Избегает физического контакта с другими или сопротивляется ему
• Не успокаивается, когда расстроен, если взрослый пытается успокоить
• Не эмоциональное или не соответствующее ситуации выражение лица

В возрасте 12-24 месяцев:

• Нет никаких слов в возрасте 16 месяцев
• Кажется, что ребенок не знает, как играть с игрушками, раскручивает или часто выстраивает в линию игрушки или другие объекты
• Привязан к одной конкретной игрушке или предмету
• Время от времени кажется, что ребенок не слышит
• Не указывает на объекты, чтобы выразить интерес, в возрасте 14 месяцев
• Не играет в игры «понарошку» (например, не может покормить куклу, мишку и др.) в 18 месяцев
• Избегает зрительного контакта и хочет быть один
• Избегает физического контакта или сопротивляется ему
• Если расстроен, не успокаивается, когда его утешает другой человек
• Дает несвязанные ответы на вопросы
• Дает бурную эмоциональную реакцию на незначительные изменения
• Демонстрирует навязчивые интересы
• Машет руками, раскачивается или крутится на одном месте
• Демонстрирует необычные реакции на то, как вещи звучат, пахнут, выглядят, ощущаются на вкус
• Не эмоциональное или не соответствующее ситуации выражение лица
• Теряет речевые или социальные навыки

В возрасте 2 года и старше

• Почти не использует жесты: не указывает, не машет рукой, не просит
• Не испытывает удовольствия, когда делает что-то с другими
• Выполняет повторяющиеся перемещения с предметами
• Отсутствие соответствующего взгляда глаза в глаза (смотрит как будто сквозь человека)
• Не отзывается на свое имя
• Не хватает теплых, радостных выражений
• Ритм и интонация речи монотонны
• Выполняет повторяющиеся движения или позы
• Нет двухсловных фраз (без имитации или повторения) в возрасте 24 месяца
• Проблемы с пониманием чужих чувств или описанием своих собственных чувств
• Повторяет слова или фразы снова и снова (эхолалия)
• Взаимодействует только для достижения желаемой цели
• Не понимает границ личного пространства
• Избегает физического контакта или сопротивляется ему
• Не поддается утешению, когда другой человек пытается его успокоить
• Дает бессвязные ответы на вопросы
• Расстраивается из-за незначительных изменений
• Проявляет навязчивые интересы
• Хлопает руками, раскачивается или вращается по кругу
• Демонстрирует необычные реакции на звуки, запахи, вкусовые ощущения, то, как вещи выглядят или ощущаются
• Маловыразительное или не подходящее выражение лица
• Играет с игрушками одинаково каждый раз
• Нравится играть с определенными частями объектов (например, крутить колесики у машинок)
• Всегда следует определенным процедурам и ритуалам
• Кажется, что не умеет играть с игрушками, или выстраивает игрушки или другие предметы в линию
• Временами кажется глухим

Психолог Борозда Анастасия

БУДТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ТОМУ, ЧТО ПРОИСХОДИТ С ВАШИМ РЕБЕНКОМ!

Если у вас возникли вопросы
или имеются вышеперечисленные трудности,
до 3х лет вы можете обратится
в Центр раннего вмешательства нашей поликлиники.
Регистратура Центра - каб. 319
Тел. 025-500-44-52
017-209-85-94

поделиться в: