Подготовка ребёнка к детскому саду и школе

Подготовка ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение должна начинаться с первых дней его жизни, так как поступление в детский коллектив всегда сопровождается определёнными психологическими трудностями.

Ребёнку при поступлении в дошкольное учреждение (ДДУ) приходится привыкать к новой обстановке, незнакомым людям, новому режиму дня.

Многие научные исследования показали, что социальная адаптация ребёнка происходит значительно легче, если его готовили к поступлению в ДДУ. Такая подготовка осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, медицинской сестрой «кабинета здорового ребёнка» (КЗР) и состоит из двух направлений: специальная подготовка и общая.

Общая подготовка включает в себя систематическое профилактическое наблюдение для обеспечение нормального физического и нервно-психического развития.

Специальная же подготовка состоит из следующих мероприятий:

  • тематические беседы с родителями по вопросам подготовки ребёнка к поступлению в ДДУ;

  • диспансерное наблюдение детей участковым педиатром, проведение лабораторных исследований за 2-3- месяца до поступления;

  • осмотр врачами-специалистами;

  • оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов последней диспансеризации.

  • родителям рекомендации по оздоровлению, режиму дня, режиму питания будущего школьника.


Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к посещению детского сада

  • Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).

  • Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

  • С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

  • Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь. Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

  • Обязательно поговорите с ребёнком о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

  • Предупредите малыша о том, что могут быть трудности из-за того, что в садике деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

  • Поиграйте с ребёнком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

  • Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

  • Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.

  • Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.

  • Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

  • Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.

  • Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания своему ребёнку дома.


Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к посещению школьного учреждения

Подготовка ребёнка к школе – задача не из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.

Нужна ли ребёнку помощь родителей при подготовке к школе? Конечно, ведь каждый нуждается в поддержке близких, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о школе, о том, как и чему учат, какими правами и обязанностями обладают школьники, помогают детям настроиться на учебный процесс.

Задача взрослых – создать у ребёнка положительный настрой на школу.

Что могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе:

  • Читайте ребёнку книги, беседуйте о прочитанном.

  • Отвечайте на вопросы ребёнка и задавайте их сами. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

  • Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму.

  • Составьте и соблюдайте режим дня (не забудьте про зарядку).

  • Подготовьте дома рабочее место школьника.

  • Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.

  • Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.

  • Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

  • Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

  • Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

  • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

  • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

  • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. Приучайте ребёнка к самостоятельности.

  • Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

  • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

Чего делать не стоит:

  • Превращать ребёнка раньше времени в ученика (большое количество занятий истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками).

  • Формировать отрицательное отношение к школе.

  • Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.

  • Не следует пугать ребёнка трудностями и неудачами в школе.

  • Главное, что могут и должны делать родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае, даже маленьких успехов, поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него). К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители: быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно.

поделиться в: