Ребёнку при поступлении в дошкольное учреждение (ДДУ) приходится привыкать к новой обстановке, незнакомым людям, новому режиму дня.
Многие научные исследования показали, что социальная адаптация ребёнка происходит значительно легче, если его готовили к поступлению в ДДУ. Такая подготовка осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, медицинской сестрой «кабинета здорового ребёнка» (КЗР) и состоит из двух направлений: специальная подготовка и общая.
Общая подготовка включает в себя систематическое профилактическое наблюдение для обеспечение нормального физического и нервно-психического развития.
Специальная же подготовка состоит из следующих мероприятий:
-
тематические беседы с родителями по вопросам подготовки ребёнка к поступлению в ДДУ;
-
диспансерное наблюдение детей участковым педиатром, проведение лабораторных исследований за 2-3- месяца до поступления;
-
осмотр врачами-специалистами;
-
оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов последней диспансеризации.
-
родителям рекомендации по оздоровлению, режиму дня, режиму питания будущего школьника.
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к посещению детского сада
-
Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
-
Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
-
С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
-
Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь. Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
-
Обязательно поговорите с ребёнком о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
-
Предупредите малыша о том, что могут быть трудности из-за того, что в садике деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
-
Поиграйте с ребёнком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
-
Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
-
Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
-
Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.
-
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
-
Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.
-
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания своему ребёнку дома.
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к посещению школьного учреждения
Подготовка ребёнка к школе – задача не из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.
Нужна ли ребёнку помощь родителей при подготовке к школе? Конечно, ведь каждый нуждается в поддержке близких, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о школе, о том, как и чему учат, какими правами и обязанностями обладают школьники, помогают детям настроиться на учебный процесс.
Задача взрослых – создать у ребёнка положительный настрой на школу.
Что могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе:
-
Читайте ребёнку книги, беседуйте о прочитанном.
-
Отвечайте на вопросы ребёнка и задавайте их сами. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
-
Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму.
-
Составьте и соблюдайте режим дня (не забудьте про зарядку).
-
Подготовьте дома рабочее место школьника.
-
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
-
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.
-
Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
-
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
-
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
-
Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
-
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
-
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
-
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
-
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
Чего делать не стоит:
-
Превращать ребёнка раньше времени в ученика (большое количество занятий истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками).
-
Формировать отрицательное отношение к школе.
-
Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.
-
Не следует пугать ребёнка трудностями и неудачами в школе.
-
Главное, что могут и должны делать родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае, даже маленьких успехов, поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него). К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители: быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно.