Зубочелюстной аппарат ребенка – это нежевательный аппарат взрослого в миниатюре. Он проходит длительный путь развития, дифференциации и усложнения функций.
Зубочелюстная система принимает активное участие в жизненно важных функциях детского организма – сосания, глотания, дыхания, жевания, речи.
Ребенок рождается с полностью созревшей функцией сосания. Благодаря этому обеспечивается не только питание, но и нормальное формирование зубочелюстной системы ребенка, так как функция сосания является важным подготовительным этапом в формировании функции жевания.
С введением прикорма и развитием активной функции жевания сосательный рефлекс угасает и к году у большинства детей потребность в сосании исчезает, они переходят на обычный пищевой рацион.
Позднему угасанию сосательного рефлекса способствует несвоевременное обучение ребенка приему пищи с ложки, отсутствие в пищевом рационе твердых продуктов, не дозированное применение соски, когда ребенок сосет постоянно, в том числе ночью и во время дневного сна, в результате чего и формируется вредная привычка – сосания пальцев, языка, губ, воротника, косы и других предметов.
Вредные привычки
Как и сосание, функция глотания формируется внутриутробно, поэтому ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания.
В грудном возрасте у ребенка имеется особый тип глотания – инфантильный – язык отталкивается от сомкнутых губ.
С появлением первых зубов (6-8 месяцев) механизм глотания начинает перестраиваться. При глотании кончик языка контактирует с передним участком твердого нёба. Эта перестройка в норме заканчивается к 12 мес. Из-за длительного искусственного вскармливания, сосания сосок, вредных привычек сосания пальцев, позднего включения в пищевой рацион ребенка твердой пищи механизм глотания не перестраивается.
Причины возникновения ротового дыхания разнообразны: хронические заболевания ЛОР-органов, неправильный стереотип дыхания и др.
Не сомкнутые губы приводят к неправильному положению языка, к нарушению контакта между спинкой языка и мягким небом. Клинически это проявляется в образовании «двойного подбородка».
Нарушение носового дыхания снижает эффективность функции жевания. При наличии механического препятствия в носу, жевание становится аритмичным, неравномерным, происходит задержка дыхания. Это приводит к проглатыванию плохо пережеванной пищи, к запиванию во время еды.
В норме при жевании рот должен быть закрыт, пищу нужно откусывать передними зубами, а пережевывать боковыми.
Нарушения звукопроизношения могут возникать вследствие органических дефектов периферического речевого аппарата: аномалии уздечки языка, дефекты неба и др.
Форма твердого неба зависит от способа дыхания. При ротовом дыхании формируется «готическое» небо, это затрудняет произношение согласных звуков: переднеязычных и щелевых, также из-за низкого положения языка (глосоптоз – опускание языка, смещение его назад) нарушается артикуляция.
Межзубный астигматизм, вызванный прокладыванием языка между зубными рядами при глотании и речи, часто сопровождаемый нарушением функций оральной мускулатуры и ослабленным тонусом круговой мышцы рта – самые распространенные нарушения.
Миотерапия - метод профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, заключающийся в длительных и систематических упражнениях неправильно функционирующих групп жевательно-мимических мышц рта, который применяется как самостоятельный метод лечения для лиц с нарушениями основных функций, но без морфологических отклонений или в сочетании с аппаратным методом (для лиц со сформированными аномалиями).
Благодаря совместной работе учителя-логопеда и врача-ортодонта, при раннем выявлении миофункциональных нарушений более 70% потенциальных ортодонтических пациентов избежали лечения по ортодонтическим и ЛОР - показаниям, а речевые проблемы у них корректировались гораздо быстрее и эффективнее.